Перейти на главную | Скачать для печати
100%
Актуальны ли праздники Господни в Новом Завете?
«Вот праздники Господни, священные собрания,
которые вы должны созывать в свое время…» (Лев. 23:4).
Заповеди написаны перстом Божьим и находились в ковчеге завета, а книга закона была одесную ковчега завета
Прежде чем перейти к рассуждению о праздниках Господних, хочу обратить ваше внимание на слова ап. Павла, которые он однажды написал к церкви в Галатии:
«…Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10; сравн. Втор.27:26).
Многие христиане считают, что ап. Павел, упоминая о книге закона, говорит и о Десяти Божьих Заповедях. Но книга закона – это не весь состав Божьего Закона, это только часть.
Основной закон Десяти Заповедей изрек Сам Господь на горе Синай и он был написан отдельно на скрижалях:
«И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18).
Десять Заповедей Бог написал Своим перстом (Исх.31:18) и эти скрижали, которые Бог дал Моисею, он положил в ковчег завета:
«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях» (Втор.4:13).
«И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь» (Втор.10:4,5).
В эти Десять Заповедей входит и заповедь о субботе, седьмом дне недели. В этот день от всех своих дел почил сам Творец, благословил и освятил его еще при создании мира (Быт.2:1-3; Исх.20:11). Поэтому мы и наблюдаем седьмой день недели:
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:1-3).
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
А в книге закона были написаны уставы, законоположения, повеления и все предписания, которые Моисей получил от Господа. Моисей написал своею рукою и положил эту книгу одесную Ковчега (рядом, по правую сторону):
«Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31:24-26).
Эта книга и есть закон, который называется Моисеевым.
Поэтому многие христиане, не рассуждая и не исследуя внимательно Писания, говорят, что весь закон отменен. В книгу закона были записаны разные уставы и повеления, в том числе и о праздниках Господних. Об этом читаем в книге Неемии:
«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю… И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем. 8:1,14).
Праздники были установлены Господом для определенных целей
Рассуждая о праздниках Господних, хочу отметить, что этот вопрос волнует не только нас, христиан последнего времени. Он имел место и у первых христиан, и о нем приходилось писать и рассуждать Апостолам. К этим рассуждениям и мы также должны относиться с особым вниманием. И хотя мы не наблюдаем праздники Господни, все-таки должны с уважением относиться к ним. Мы должны помнить и знать, что в деле и творении Творца заложен смысл и необходимость. Мы, люди, сотворены по образу и подобию Божию, также ничего не делаем просто так. Но в каждом нашем деле заложен смысл, мы имеем целенаправленность в том, что делаем. Так и Творец: во всем, что Он делает или заповедует, есть смысл и значение.
Бог заповедал Израилю соблюдать праздники не просто из какого-то вымысла. Они установлены нашим Господом и были тенью, которая указывала на Христа (Кол.2:16,17).
Галатийская церковь обратилась к служению по закону
Церковь в Галатии с великой радостью приняла весть о спасении. Ап. Павел заложил основание, и они уверовали и приняли Христа. Но прошло время и в церкви нашлось место для сомнения: многие с духовного служения стали возвращаться к служению по плоти, что и побудило ап. Павла вновь и вновь объяснять о великой жертве и спасении через Христа. И как необходимо многим исследовать и разобраться в вопросе о Десяти Божиих Заповедях и книге закона, которую написал Моисей, так необходимо исследовать и разобраться со служением по плоти Первого Завета и служением духа Нового Завета.
Вещественные, плотские начала
Ап. Павел сказал:
«Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (Гал. 4:3).
Весь Израиль, ап. Павел включил и себя, были порабощены вещественным началам мира. Как понимать слова «вещественные начала мира»? Не пройдя детство, человек не может стать взрослым. Сначала детство, а потом зрелость. Так и в плане и деле спасения людей. Сначала служение по плоти, что и называется Первым Заветом, а потом служение духа – теперешний Новый Завет.
Ап. Павел говорит, что Бог через Моисея засвидетельствовал то, что необходимо было возвестить. Это есть Первый Завет. Служение Первого Завета относилось к плоти. В эти служения входило омовение плоти, одежды, жертвоприношенья, яства, пития. И все эти обряды имели отношение к плоти. Они были установлены только до времени. Об этом подробно описано в 9-й главе послания к Евреям.
Так же и праздники. Их Бог установил для служения и восхваления на обетованной земле. Это были дни, месяцы, времена и годы, и все эти праздники были напрямую связаны со служением буквального храма. В эти праздничные дни приносились особые жертвы, и священники отправляли особые служения, о чем читаем в книге Левит 23 и других местах Писания.
Но Галатийская церковь возвратилась к вещественным началам:
«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:9-11).
Праздники праздновались только на обетованной земле
Хочу особо обратить внимание на следующие слова:
«Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой] в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе [сегодня]» (Втор.12:13,14).
«И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его» (Втор.16:2)
«Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его…» (Втор.16:5,6).
«И веселись пред Господом, Богом твоим… на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор. 16:11).
«Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой» (Втор. 16:15).
«Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор.16:16).
Этим местом, которое избрал Бог, не была вся земля, но только обетованная. Этим местом был Иерусалим и храм, который построил Соломон. Храм был предназначен для наблюдения праздников и выполнения служений, где все нужно было делать в точности и по уставу. Бог многократно напоминал, чтобы народ в точности исполнял Его повеления.
Но сегодня мы видим, что Иерусалим разделен, храм разрушен, священников нет, жертвенник, на котором совершались жертвоприношения, и священные сосуды забраны. И можем ли мы сегодня, при наших обстоятельствах, праздновать праздники так, как было повелено Израилю? Нет, не можем.
Праздники установлены до времени служения духа
Мы не отвергаем и не уничижаем ни закон, ни праздники Господни. Но говорим вместе с ап. Павлом, что все праздники относились к плоти, были необходимы для различных служений очищения и освящения, и были установлены Богом до времени:
«И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр. 9:10).
Но пришла полнота времени, то есть прошло детство, и наступила зрелость:
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4).
И с приходом полноты времени наступило служение духа, о чем говорил Христос:
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:21-24).
Во Христе закон исполнен
Так как Христос подчинился закону, то Он принял обрезание и исполнял праздничные уставы. То те, кто находится в Нем, в Нем они и обрезаны, и исполнили все уставы, заповеданные Богом. Написано:
«И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:10,11).
Приведу пример. Левий в лице Авраама дал десятую часть Мелхиседеку:
«И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр.7:9,10).
Так и мы в лице Христа исполнили все уставы, законоположения и праздничные служения, которые были детоводителем ко Христу и имели значение до Его прихода.
Новый Завет
Моисей сделал скинию на земле по образу небесной, которую Бог показал ему на горе. Она была разделена завесою.
В первой скинии священники каждый день совершали служения, принося жертвы. И эта скиния была образом того времени, когда совершались служения в Иерусалиме и храме. Она называлась Святое.
«Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр.9:9,10).
Вторая скиния, которая находилась за завесой, называлась Святое Святых. Эта скиния была прообразом небесного святилища. И в неё один раз в год входил только Первосвященник.
«А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр.9:7).
Так и Христос:
«Однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26).
И сегодня Он не в рукотворном святилище, но в небе (Евр.9:24).
Ап. Павел, продолжая эту мысль, говорит:
«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем… Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов… и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:18-24).
И как бы особо напоминает:
«Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (Евр.12:25).
Ап. Павел сказал Галатам:
«Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3:3).
Мы уже не совершаем Пасху, Пасхой один раз и навсегда стал Христос
Можем ли мы сегодня совершать Пасху по уставу, который дан был Израилю? Нет. Ап. Павел говорит:
«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).
И сегодня мы совершаем не Пасху, которую совершал Израиль, а вспоминаем смерть Господа нашего Иисуса Христа, Он есть наша Пасха.
Мы должны понимать, что служения, которые совершались в храме в Иерусалиме, были полезны и освящали только тело, а кровь Христа очищает нашу совесть:
«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:13,14).
Самовольное празднование
Подводя итог вышеизложенным словам, еще раз хочу подчеркнуть следующее. Бог обещал Аврааму, что даст его потомкам обетованную землю. И народ Израильский шел к этой обетованной земле пустынею и по земле чужих народов сорок лет. За все эти годы Бог давал заповеди, уставы и повеления, в том числе говорил и о праздниках. Но мы не читаем, чтобы народ праздновал в пустыне эти праздники, кроме Пасхи:
«И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею» (Втор.4:14).
А субботу, седьмой день недели, они наблюдали и в пустыне (Исх.16). Повеление святить этот день вошло в Десять Божьих Заповедей.
Необходимо еще раз обратить внимание на следующие стихи книги Второзаконие:
«Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле…
Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным…
Но на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой] в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе [сегодня]» (Втор.12:1,8,14).
Почему Моисей так особо обращал внимание на это:
«Но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите…» (Втор.12:5).
Он же, Моисей, и отвечает:
«Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.12:9).
Народ Израильский является прообразом для нас (1Кор.10:11). Как Израиля Бог вел в обетованную землю, «красу всех земель» (Иез.20:6), которая была Им усмотрена и выбрана, так и мы, христиане, призванные и избранные нашим Господом, «по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).
Сейчас мы живем на этой земле, прообразом которой является пустыня, по которой шел Израиль, воевал, жаждал, страдал и роптал. Так и мы, проходя наш жизненный путь, скорбим, страдаем, радуемся и плачем. Но наступит тот день, о котором нам говорит Священное Писание:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…» (Откр.21:1-5).
Праздники были установлены Богом. Они так и названы «праздники Господни». Ап. Павел пишет:
«Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21).
Народ Израильский праздновал их согласно уставу, и на том месте, которое указал Господь (Втор.16.5-15). А если кто празднует не по Божьему уставу, и избирает место самовольно, то он не исполнитель Его слова, а является нарушителем. Моисей сказал:
«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую» (Втор.4:2).
«Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Втор.12:32).
А если кто одно утверждает, а другое не соблюдает, с таким может случиться, как написано в книге Откровения 22:18,19.
Израиль не праздновал праздники ни в пустыне, ни будучи в рассеянии в плену. Они знали устав, заповеданный им:
«Только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой» (Втор.16:6).
Но, к сожалению, некоторые христиане хотят показать и доказать, что они могут делать то, что не делал Израиль ни в пустыне, ни в чужой земле (Пс.136:1-4; Неем.8:14). И, может быть, делают что-то и призывают к этому других с целью похвалиться, как сказал ап. Павел:
«Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал.6:13).
Пусть Богу несется слава от нас во веки веков! Аминь.
Михаил Йозефик
26 июня 2016 г.