zakon.7lib.net

Перейти на главную | Скачать для печати


100%


О праздниках.
Субботы еженедельные и суббота годовая

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие,
или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол.2:16,17)

Внедрение обрезания в жизнь раннехристианской Церкви

Уверовавшие Иудеи постоянно требовали, чтобы уверовавшие язычники были обрезаны, потому что обрезание – знак избранного Богом народа. И этот вопрос был спорным на протяжении всей истории раннехристианской Церкви:

• «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись», – учили Иудеи в Антиохийской церкви (Деян.15:1).

• Ап. Павел церквям, в которых возникали по этому вопросу споры, писал:

«Какая польза от обрезания?» (Рим.3:1).

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:18,19).

• «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15).

• «…берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом…» (Фил.3:2,3).

Вопрос обрезания иудействующими христианами также был внесен в Колосcкую церковь. Поэтому ап. Павел им пишет:

«В Нем (во Христе Иисусе – прим. автора) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:11-15)

Внедрение соблюдения всего закона Моисеева в жизнь христиан

Иудействующие христиане вносили в жизнь церкви не только обрезание, но и соблюдение всего закона Моисеева. Таковые «говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15:5). Это учение составляло немалую проблему раннехристианской церкви, в частности, и Галатийской (Гал.5:10-12). Иудействующие христиане придерживались всех, без исключения, рукописаний, записанных в книге закона, соблюдали все повеления
(Деян.21:20-25), даже и те, которые во Христе Иисусе утратили своё значение и силу, в том числе, и все праздники, а также осуждали Колосских христиан за несоблюдение какого-нибудь праздника, новомесячия и субботы, которые были связаны с пищей и питьем. И нет сомнения, что учение иудействующих было внесено в Колосскую церковь.

Поэтому ап. Павел изъяснил, что рукописные повеления, которые были установлены только «до времени пришествия семени» (Гал.3:19), на Голгофском кресте утратили свое значение (Кол.2:14-15). И для христиан нет необходимости прибегать ко всему тому, что во Христе Иисусе не имеет уже силы.

Чтобы Колосские христиане не смущались обвинениями и осуждениями иудействующих, ап. Павел вынужден был им написать:

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол.2:16,17)

Коротко о праздниках

Начиная выходом из Египта, история Израиля была связана с праздниками. Израиль наблюдал семь Господних праздников. Это были:

  1. Пасха (Лев.23:5);
  2. праздник опресноков (Лев.23:6-8);
  3. праздник первых плодов (Лев.23:9-14);
  4. праздник седмиц (Пятидесятница) (Лев.23:15-22);
  5. праздник труб (Лев.23:23-25);
  6. день очищения (Лев.23:26-32);
  7. и праздник кущей (Лев.23:34-36).

Из семи упомянутых праздников были три великих: это Пасха, Пятидесятница и праздник кущей. Во время этих трех праздников весь мужской пол должен был являться перед Богом, т.е. в передний двор скинии или храма, и с радостным сердцем принести что-либо в дар Господу (Исх.23:15 и далее, Втор.16:16-17). Эти три великих праздника были паломническими праздниками, отмечавшимися в Иерусалиме. Во все дни священных собраний евреи должны были прекращать свои обычные работы, т.е. покоиться (Исх.12:16, Лев.23:21).

После Вавилонского плена в позднем иудаизме был установлен праздник Пурим (Есф.9:17-32) и праздник обновления (1Мак.4:52-59, Ин.10:22).

Все праздники Господни имели определенный день месяца в году. Каждый из них имел свою цель и свое назначение. Например, Пасха – один из трех великих праздников – была установлена в память избавления евреев из рабства Египетского, т.е. воспоминания той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех первенцев в Египте и пройти мимо еврейских домов (Исх.12:12 и далее). Пасхальный агнец, как жертва Богу, прообразовал Иисуса Христа, Который есть Агнец Божий, берущий грехи мира (Ин.1:29). Пасхальный агнец должен быть без порока, его должны были есть с пресным хлебом, не оставлять от него до утра, не должно было сокрушать его кости (Исх.12). Все вышеперечисленное указывало на Иисуса Христа – чистого и непорочного Агнца (1Петр.1:19), ставшего новозаветной Пасхой (1Кор.5:7), принесшего Себя в жертву искупления человечества.

Праздник кущей был установлен в честь воспоминания того, как израильтяне жили в кущах, т.е. в шалашах из древесных ветвей во время сорокалетнего странствования по пустыне (Лев.23:33-36, 39-43).

Что касается сущности и значения праздников, необходимо отметить, что день очищения, десятого числа седьмого месяца, был назван субботой:

«…это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32)

Это была годовая суббота.

Кроме годовых праздников и годовой субботы, евреи обязаны были еще наблюдать новомесячия (Числ.10:10; 28:11-15; Пс.80:4-6).

Еще необходимо отметить, что праздничные дни сопровождались пищей и питием, и когда ап. Павел говорит: «Никто вас да не осуждает за пищу и питие» (Кол.2:16), то он говорит о той пище и о том питии, которое употреблялось в служении праздничных дней:

Исх.12:4-20; 23:14-17; Лев.23:6; Втор.14:22-26; 16:2-17; Евр.9:10.

Апостол Павел никак не мог позволить Колосским христианам употреблять в пищу то, что Бог запретил. Мнение, что ап. Павел аннулировал закон о пище, не подтверждено Священным Писанием и не может быть одобрено искренними христианами и людьми, боящимися Бога.

Еженедельная Суббота и годовая Суббота

Итак, о какой Субботе упоминает ап. Павел в Колоссянам 2:16?

Священное Писание говорит о двух типах Суббот*:

В главе 2 «Суббота до Синая»** мы выяснили, что еженедельная Суббота – одно из самых древних установлений, которое берёт свое начало от сотворения мира (Быт.2:2). Еженедельная Суббота была установлена Богом в Едемском саду еще до грехопадения человека, она напоминает о сотворении мира и является памятником Его творения. Еженедельная суббота установлена для благоговейного воспоминания и для прославления Творца мира и человеков, почившего в этот день от всех дел Своих.

Синайским законом только подтверждено ее учреждение, как повелевает и сама заповедь:

«Помни день субботний, чтобы святить его; …ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).

Еженедельная Суббота является составной частью Десяти Божьих Заповедей, которые запрещают убийства, прелюбодеяние, воровство и т.п., и пока существует Десятисловный Закон, существует Субботний день.

Годовая Суббота (Йом-Киппур) – это День очищения, т.е. день покрытия грехов. В этот день первосвященник совершал пред Господом полное очищение своих грехов и грехов народа (Лев.16:17,30,33,34; Лев.23:28; Евр.9:7). Это был единственный день в году, когда первосвященник входил в Святое святых походного святилища скинии, позже храма, и кропил там кровью жертвы (Исх.30:10; Евр.9:7). Он также молился там как о своих грехах, так и о грехах народа за целый год. День очищения был днем поста, днем, в который весь народ должен был «смирять свои души».

День очищения (годовая Суббота) стал прообразом нашего спасения и очищения через Иисуса Христа, когда Он «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26). На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (Евр.9:7,25) теперь пришло очищение, совершившееся «однажды и навечно» (Евр.9:12,26,28; 10:12,14,18) безгрешным, святым и вечным первосвященником Иисусом Христом (Евр.9:26,28), Который пролил Свою Кровь и предстал за нас пред лице Божье (Евр.9:12,24). И, наконец, сожжение вне стана (Лев.16:27) тел животных, кровь которых вносилась в святилище для очищения грехов, прообразовала заклание Христа, Его страдание вне врат Иерусалима (Евр.13:11,12).

Таким образом, мы явно видим различие между еженедельной и годовой Субботой. Это различия следующие:

1. Еженедельная Суббота была установлена еще в Едемском саду и дана для всего человечества (Быт.2:2-3; Мк.2:27).

Ежегодная Суббота была установлена для Израиля, только до пришествия семени (Лев.23:31,32; Евр.9:10; Гал.3:19).

2. В еженедельную Субботу Господь почил от всех дел творения.

В ежегодную Субботу Господь не покоился от дел творения.

3. Еженедельная Суббота – это прообраз вечного покоя (Евр.4:9-11).

Ежегодная Суббота с ее обрядами, совершаемыми первосвященником, была прообразом Иисуса Христа.

4. Еженедельная Суббота вошла в число Десяти Божьих Заповедей и была помещена в Ковчеге Завета (Втор.10:2).

Ежегодная Суббота не вошла в Десятисловный Закон и была помещена в книгу закона, лежащую одесную Ковчега Завета (Втор.31:24-26).

В книге закона были записаны по своему значению разные законы, часть которых была установлена только для Израиля, как, например:

«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев.24:19,20).

Учением Христа подобные законы аннулированы. Однако в книге, лежащей одесную Ковчега Завета, были и такие законы, которые остались в силе и необходимы для всех христиан. Некоторые из них цитирую:

«Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем…» (Втор.19:14)»;

«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Лев.19:14-16).

Законы о пище остались в силе:

Быт.7:1-3; 8:20; 9:4; Исх.22:31; 34:15; Лев.17:13,14; 20:25,26; 22:8; Втор.4:1-21; 1Петр.1:15,16; Откр.21:27.

Сторонники соблюдения первого дня недели, ссылаясь на 14-й стих упомянутой главы (Кол.2:14), утверждают, что Христос умирая, пригвоздил Десять Заповедей ко кресту. Такое мнение не обосновано Священным Писанием. Нравственный Закон на кресте не был отменён. Этот текст абсолютно не говорит об отмене любой заповеди Десятисловия, в т. ч. Субботы. В этом тексте речь идёт о некоторых рукописных законах, которые утратили силу. Здесь и не может быть речи, что Суббота была взята из «среды» и утратила своё нравственное значение. Но многие рукописные законы утратили своё значение – и это факт.

Разве можно допустить, чтобы ап. Павел, написавший Римлянам:

Мы «закон утверждаем» верою (Рим.3:31),

«Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12)

и Коринфянам:

«Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:19),

а Колоссянам вдруг мог сказать о том же законе нечто другое, т.е. что он пригвождён ко кресту и уже не имеет силы и значения в служении Нового Завета. Такое учение не имело бы здравого смысла, и ап. Павел сам себе противоречил бы.

Послание ап. Иоанна и Откровение Иоанна Богослова написаны были примерно к 95 г. н. э. И если бы Десять Божьих Заповедей утратили своё значение на кресте, то Иоанн в послании не писал бы:

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3).

И в книге Откровения святые не были бы описаны как

«соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12),

а члены Церкви Божьей как

«сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).

Кто мог осуждать Колосских христиан? И за что?

Относительно текстов Кол.2:16-17 есть несколько мнений. Поэтому необходимо отметить, что некоторые, ссылаясь на упомянутые тексты, считают, что Колосские христиане соблюдали все праздничные дни. И ап. Павел написал им, чтобы за соблюдение этих дней никто их не осуждал. Таковые христиане видят необходимость соблюдать все праздники и их соблюдают.

В свою очередь хочу напомнить, что из соблюдающих праздники есть совсем незначительная часть христиан, которые соблюдают только три так называемых великих праздника: Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей. Это те праздники, как было упомянуто, в которые весь мужской пол обязан был являться пред Господом в Иерусалиме.

Для многих христиан мнение, что ап. Павел соблюдал праздники и новомесячия и хотел утвердить Колосских христиан в соблюдении праздников, не имеет никакого основания и подтверждения. Как нам уже известно, Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей нужно было праздновать в Иерусалимском храме. Апостол Павел свидетельствует о себе Галатам, что он четырнадцать лет не был в Иерусалиме (Гал.2:1). Послание к Галатам, как считают многие библиологи, было написано в 56-57 годах. А храм был разрушен в 70 году при взятии Титом Иерусалима. Таким образом, все служения, которые были установлены законом, совершались в храме до 70 года. Но апостол Павел 14 лет не посещал Иерусалим для соблюдения этих праздников.

Если согласиться с мнением, что Колосские христиане соблюдали праздники и новомесячия и ап. Павел написал им, чтобы за соблюдение этих праздников и новомесячий никто их не осуждал, то тогда нужно найти и тех, кто их осуждал. Невольно возникает вопрос: кто эти осуждающие – книжники, фарисеи, саддукеи, иудействующие, апостолы, знающие или не знающие закон (язычники)? Неужели не знающие закон – язычники – вмешивались в жизнь той или иной церкви?

Итак, осуждающие Колосских христиан были иудействующие учителя, которые своим учением смущали и Галатийскую церковь (Гал.2:4-5; 3:1; 5:10-12). Иудействующие придерживались всех, без исключения, рукописаний, записанных в книге закона и соблюдали все повеления, даже и те, которые во Христе Иисусе утратили своё значение и силу, в т.ч. все праздники и новомесячия. Они и осуждали Колосских христиан за несоблюдение праздников и новомесячий, за пищу и питие, которые употреблялись в праздничные дни (Кол.2:16,17, Евр.9:9,10).

Важность понимания разницы между еженедельными Субботами и годовой Субботой

Большая беда, к сожалению, состоит в том, что, ссылаясь на стихи Кол.2:14-17, многие христиане, отвергнувшие соблюдение Субботы – седьмого дня недели, утверждают, что Христос пригвоздил Субботу к кресту. Уместно отметить, что Священное Писание говорит о двух законах, о которых коротко написано в главе 3 «Два закона»**. Один закон, т.е. Десять Божьих заповедей, был провозглашен Богом, впоследствии записан перстом Божьим на двух каменных скрижалях и положен в Ковчег Завета. Другой закон был записан рукою Моисея и положен одесную ковчега. Закон, провозглашенный вслух народу и начертанный на каменных скрижалях, должен пребывать, пока существует небо и земля. Другой же закон – церемониальный – установлен только до пришествия Христа. Что Христос пригвоздил ко кресту? Отменил ли Христос Десятисловие или закон, который был установлен до «пришествия семени» (Гал.3:19)? Десять Заповедей Нравственного Закона, указывающие на грех, Христос не пригвоздил ко кресту и не отменил, и если бы отменил, тогда можно было бы нарушать не только Субботу, но и любую заповедь Десятисловия.

Десятисловный закон – вечный:

Иер.31:31-33; Лк.10:25-31; 1Ин.5:2,3; 1Кор.7:19; 2Кор.3:3; Евр.8:8-10; 10:15-17; Откр.14:12.

Церемониальный закон, закон Левитского служения и храмовых жертвоприношений – временный:

Евр.7:12,18; 9:9-12; 10:1-9.

Теперь обратим внимание на следующий текст:

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют [козу] в жертву за грех на месте, [где заколают] жертву всесожжения; …и так очистит его священник, и прощено будет ему» (Лев.4:27-31),

тем самым перенеся свою вину на невинное животное. Умирает несогрешившее животное, хотя умереть должен согрешивший человек. Мы также согрешили, наши грехи были возложены на Иисуса, и Он умер за нас. Со времени смерти Христа мы больше не совершаем жертвоприношений животных, и этому закону на кресте был положен конец, ибо Христос

«не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12).

Когда же это событие произошло, закон о жертвоприношениях полностью утратил свою силу. Этот закон не был составной частью Десяти Заповедей, но являлся составной частью Левитского священства и был тенью смерти Христа (Агнца).

Необходимо еще отметить, что смерть животных отменяла приговор согрешившему, но не закон, в соответствии с которым этот приговор был вынесен. А когда умирал Христос на кресте, Десятисловный Закон не умирал с Ним. Нет основания полагать, что Субботний покой или какая другая заповедь Десятисловия были отменены Христом. Десять Заповедей по-прежнему сохранились в силе, и за их преступление полагается наказание. Но для того, чтобы избежать соблюдения Субботы, люди отвергают весь Десятисловный Закон.

Итоги

Ап. Павел советует Колосским христианам во 2-й главе послания:

1. Не прельщаться вкрадчивыми словами (ст. 4).

2. Не увлекаться философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (ст. 8-10).

3. Не подпадать под влияние необходимости обрезываться (ст. 11-13).

4. Не подпадать под влияние соблюдения рукописаний, которые были установлены до времени пришествия Христа (ст. 14-17).

5. Не обольщаться самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (ст. 18-19).

6. Освободиться от соблюдения человеческих постановлений (ст. 20:23).

Ап. Павел в Кол.2:16 говорит о годовой Субботе, а не о седьмом дне недели.

Субботу – седьмой день недели, – ап. Павел не аннулировал.

Богдан Криль
**из книги «И благословил Бог седьмой день»,
глава 15 «О какой Субботе говорит апостол Павел в послании к Колоссянам» (в сокращении)

*Примеч. ред.: в статье затронуты два типа суббот – недельная и годовая, – Библия говорит еще и о субботе земли (7-й год), которая также, как и годовая суббота (день очищения) была актуальна только в обетованной земле (Лев.25:2-7) и имела значение в Первом Завете от Моисея до Христа. За нарушение этого повеления земля Израильская субботствовала 70 лет (2Пар.36:21). Этот стих является доказательством того, что эта суббота земли (7-й год) праздновалась только в обетованной земле. Ап. Павел также пишет в послании к Галатам против наблюдения годов (Гал.4:10). А суббота, 7-й день недели, актуальна и для нас, она от творения (Быт.2) и по сегодня (Матф.24, 1Кор.7:19, Евр.4:9).

20 мая 2020 г.

Перейти на главную | Скачать для печати


zakon.7lib.net