Перейти на главную | Скачать для печати


100%


Праздники Господни
и
праздники ваши

Праздники указывали на Христа

Когда речь заходит о праздниках, которых у разных народов много, то большинство не утруждают себя причиной их возникновения. Часто праздники просто празднуют, оправдывая свои действия традицией, не задумываясь, кто и что стоит за отличительными днями в году. Их стараются выделить из череды будней всевозможными мероприятиями, чтобы все это выглядело необычно и величественно, эмоционально впечатляло, вдохновляло и запоминалось, как духовное радостное событие.

Народу Израильскому вначале его становления как государства были даны праздники по определению Бога с обязательным уставом наблюдения месяцев и дней по лунному циклу, принесением жертв животных и их крови. Если у праздников, установленных людьми, есть причина и цель, то, несомненно, эта цель есть и у Бога.

Само избрание народа Израильского было в плане Божьем: явление среди них Его Сына Иисуса Христа, как Спасителя грешного человечества, Который был предназначен прежде создания мира (1Пет.1:20; Рим.9:4,5; 11:26). И все, что происходило от Авраама и выхода Израиля из Египта до входа народа в обетованную землю, являлось образом для познания точного плана Божьего спасения:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10; сравн. Еф.2:13-18).

«…Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:1-11)

«И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом,

а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона…» (Гал.3:8-16).

Ап. Павел разъясняет:

«…И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:4).

Закон Моисеев со священническим служением указывал на Христа. Жертвоприношения и праздничные времена имели своё прямое значение – определить по исполнившимся событиям, что пришел Мессия, цель Его прихода и точное время, когда Он стал жертвой за нас. Образный путеводитель довел, что Христос стал за нас Агнцем точно по времени праздника Пасхи:

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7; сравн. 1Пет.1:18-20),

и стал искупительной жертвой, на что указывал праздник очищения или Йом-Киппур:

«И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,

ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;

это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» (Лев.16:29-31; сравн. Евр.9:13,14).

Эти и другие праздники были тесно связаны с жертвами, приношениями и другими действиями и служениями очищения и освящения, что указывало на цель прихода Иисуса Христа (Кол.2:16,17; Евр.10:8,9). Новомесячия были предназначены, в частности, еще и для соблюдения точности дат праздников, особенно Пасхи, в которую жертвой за нас стал Христос (Евр.7:27; 9:14,28).

А суббота, седьмой день недели, актуальна и сегодня, так как она вошла в Десять Заповедей. Этот день освящен и отделен еще при сотворении и символизирует вечный покой:

«Посему для народа Божия еще остается субботство.

Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9,10).

Бессмысленное наблюдение праздников после прихода Христа

Но народ Израильский в целом не узнал время прихода Мессии по той причине, что указатели-праздники стали традицией. Христиане в Иерусалиме продолжали соблюдать закон Моисе-ев и принуждали этому обращенных из язычников (Деян.15:1), говоря, что они иначе не спасутся:

«Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали» (Деян.15:24).

Ап. Павел противостоял такому пониманию, и галатам он задаёт вопрос:

«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:9-11).

Чтобы ответить правильно, галатам нужно было признать не традицию, а прямое указание на миссию, которую совершил Христос, принеся Себя в жертву (Евр.9:28). Но Он пришёл, и галаты приняли Его. Павел таким вопросом приводит их к логическому заключению: если праздники привели ко Христу, то какова их цель дальше? Нет смысла их наблюдать:

«О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал.3:1-4).

Человеческий устав праздников и еврейские обычаи не по Божьей воле

Если соблюдать праздники дальше, то по какому уставу это делать или по каким правилам праздновать? Как быть с жертвой, которая указывала на кровь Христа? Старый устав никак не подходит христианам Нового Завета! И желающие реанимировать праздники с новым вымышленным «уставом» не выдерживают никакого вывода, так как нового устава нет в Новом Завете: ни в повелениях Христа, ни Его Апостолов!

А призыв вернуться к корням, то есть к еврейству, также не имеет оснований! Так как народ Израильский не является корнем, а только ветвями, в настоящее время отломившимися, а значит сухими:

«Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины» (Рим.11:17).

Корень же наш – Христос:

«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим.11:16).

«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр.22:16).

После прихода Христа храм разрушен, а праздники, жертвы и обрезание – отринуты

Существует понятие, что для спасения нам нужно явиться в святую землю Израилеву, где будет построен третий храм, и в нем будут приноситься жертвы, напоминающие о великой жертве Христа. Такое понятие также не имеет свидетельств в Священном Писании. Второй храм был построен по повелению Божьему, в него должен был прийти Сын Божий и он в Его плане был последним:

«…Придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:7).

«Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:9; сравн. Еф.2:13-18; Быт.49:10).

При постройке второго храма старики плакали, помня, как выглядел прежний храм, так как этот уже не был так славен (Ездр.3:12; Агг.2:3). Но его славой должен был быть сам Божий Сын. И Он пришел, но Его отвергли. Все, что указывало на Его приход, не помогло Израилю принять Своего Мессию.

Войдя в храм, Христос сказал:

«Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф.21:13).

Храм использовался не по назначению! Уже в 23 главе Христос в Своих обличительных словах процитировал пророческое предсказание через Ездру об окончании особого периода для Израиля:

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:38).

И храм не существует уже около 2000 лет. В первой главе 3-й книги пророка Ездры подробнее предсказано об этих переменах, многие из этих слов были повторены Иисусом Христом и Апостолами (Матф.23:34-39; Лук.13:34; Мар.12:1-11; Деян.7:52; Евр.10:6 и др.):

«Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои. Что ныне сделаю вам? Отвергну вас от лица Моего.

Когда принесете Мне приношение, отвращу лице Мое от вас; ибо ваши дни праздничные и новомесячия и обрезания Я отринул.

Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватив их, умертвили и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь.

Так говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст. Развею вас, как ветер мякину

и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною.

Предам домы ваши людям грядущим, которые, не слышав Меня, уверуют, которые, хотя Я не показывал им знамений, исполнят то, что Я заповедал,

не видев пророков, воспомянут о своих беззакониях.

Завещеваю благодать людям грядущим, дети которых, не видев Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют с весельем» (3Ездр.1:30-37).

Также написано:

«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» (Ам.5:21).

Ап. Павел объясняет:

«Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил",

потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр.10:5-9).

Как «праздники Господни» перешли в отринутые Богом «праздники ваши»?

Священное Писание писалось разными людьми, но автор один – Дух Святой. И поэтому каждое слово заслуживает внимания, оно передает Божью волю. В данном случае речь о праздниках Господних.

Кто стоит за праздниками, понятно. Но следует разобрать цель и причину Божьего изволения.

Причина – грехопадение человека.

Цель – спасение по плану Божьему через Его Сына, предназначенного прежде создания мира.

План спасения начинается с избрания народа, которому излагается первоначальная истина, и она никогда не отменялась – подобие образа Божьего в человеке при создании является основным требованием всех поколений земли – Десять Божьих Заповедей. И поэтому Бог ожидает от нас, людей, святости, потому что Он свят (1Пет.1:16).

Но факт грехопадения произошел – и вступает в действие план спасения. Все, что происходит в жизни патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их потомков, оказавшихся в плену, их вывод из Египта и путешествие через пустыню в землю обетованную, является образным путеводителем для того, чтобы узнать правильный путь спасения. Праздники, данные Израилю, были Господними, они имели цель показать явление спасения через Мессию – Божьего Сына, что и исполнилось.

Какой результат для Израиля?

– «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11).

В чем причина?

– Не осознали цель служений жертвоприношений и праздников (Гал.3:24; Кол.2:16,17; Евр.10:1-23), создали из этого традиции нации и государственности, преобразовались в исполнительный орган наблюдения традиций.

Храм был оплотом и центром Израильского народа, считался домом Божьим. Но когда ученики хотели показать Христу здания храма, то Он сказал:

«Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф.24:2).

Христос заплакал, глядя на Иерусалим, и дал определение создавшемуся положению:

«О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук.19:42-44).

Значит, был и другой план, но, к сожалению, он не состоялся по причине остающихся вопросов.

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:38) – это приговор Сына Божьего, что очевидно в последующие, уже почти 2000 лет истории.

Но следует отметить особое различие: дом Господний – а стал «дом ваш». На это необходимо обратить внимание, почему так произнесено? Господне определение прекращается, остается ваше или человеческое. Об этих кардинальных изменениях пророчествовал Ездра, через него предсказана трагедия Израильского народа, где также очевидны и определенные изменения в особом отличии и избранности Божьего народа. Еще во времена Ездры было предсказано: «праздники Господни» названы «праздники ваши», и они отринуты (3Ездр.1:30-37).

После повторения Христом этих пророческих слов прекращаются определения «дом Господень», «праздники Господни», полностью меняется на «дом ваш», «праздники ваши». У Евреев есть свои праздники пурим и ханука, о которых не было упоминания в Господних праздниках. Есть праздники, установленные после 1948 года, это также «праздники ваши».

И хотя несколько раз в книгах Левит и Числа они тоже названы «праздники ваши», но там они упоминаются как повеление Божье. Сегодня же они исполнили свое предназначение в Иисусе Христе и отринуты, стали в полном понимании «праздники ваши» и в определении и по смыслу. Их дальнейшее празднование – человеческое (3Ездр.1:31; Матф.23:38; Гал.4:10,11; Кол.2:16,17; Евр.10 и др.).

Тревога апостола Павла

Тогда какова цель празднования у делающих это сегодня, если цель достигнута, а устав выполнить невозможно на протяжении вот уже 2000 лет? Каждый имеет на это свое мнение. Говоря о праздниках в эмоциональном плане, то объяснение для плотского интереса существует: есть, пить и веселиться. Или, например, объясняют: что плохого, если отметить то или иное событие, как рождество Христа и другие установившиеся «христианские» праздники. Но так называемые «христианские» праздники также относятся к «праздникам вашим», о которых нет Божьего изволения и называть их праздниками Господними никто не имеет права. Праздничные дни также оправдывают как бы духовной пользой, наблюдая их по своему пониманию и уставу: просто провести в этот день служение или молитву, вспомнить цель праздника.

Но Бог говорит через пророка Ездру:

«Ибо ваши дни праздничные и новомесячия и обрезания Я отринул» (3Ездр.1:31).

Всем, утверждающим обратное, ап. Павел говорит:

«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:9-11).

В чем заключалось опасение Апостола?

Во-первых, необходимость исполнять весь закон Моисеев, в частности, жертвоприношения, обрезание и праздники, было требованием иудеев, которые не были христианами, а теперь это требование иудаизма. А они отрицали Христа, то есть были антихристами, христиане же становились их сообщниками в их утверждениях. По юридическим правилам, оказывались на стороне иудеев, словами признавали Христа, а на деле были с антихристами. Господь говорит, что «праздники ваши я отринул», а человек говорит, что «не отринул». На чью сторону становятся утверждающие так? Вот о чем боялся ап. Павел, обращаясь к своим церквям.

Во-вторых, старающиеся соблюдать праздники, сталкиваются с проблемой устава, так как устав, данный Моисеем, не подходит христианам уже два тысячелетия. Жертвоприношения отменяются Христом – Он стал жертвой за нас однажды и навсегда. Праздники указывали на цель прихода Христа и время, когда Бог отдал Своего Единородного Сына. И, невзирая на это, они «еще не исполнились» у пытавшихся «соблюдать» эти указатели. Но все свершилось в великом деле, которое совершил Спаситель Христос, на что указывал каждый праздник и жертвы!

Можно также рассуждать, на что указывали в каждый из праздников и другие действия, в дополнению к самому очевидному и важному – обильные жертвоприношения в них тенили на Христа. Но ап. Павел не посчитал нужным упоминать обо всем в деталях:

«О чем не нужно теперь говорить подробно» (Евр.9:5).

Апостолы также не посчитали нужным уже обращенным христианам подробно интерпретировать или переводить в Новом Завете все детали праздников, т.к. их предназначение исполнилось в Божьем Сыне. Тут несравненно важнее следующее: наше почтение Христа должно быть не в служении буквы, т.е. не в разборе до мелочей исполнивших свое предназначение дат и действий, а в подражании Его святости и безгрешию, ради чего Он и пошел на смерть, отдав Себя в жертву, о чем и умолял ап. Павел:

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).

Сам Бог призывает к подражанию Ему в святости:

«Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16).

Новый Завет

Обрезание являлось печатью завета Бога с Израилем (Рим.4:11), но этот союз был расторгнут Христом (Быт.17:10; Гал.5:6; 6:15). Чтобы быть в новом союзе, Израилю нужно принять грядущего во имя Господне (Матф.21:9; 23:39). А христианам не двигаться в направлении к отломившимся и сухим ветвям, а питаться от святого корня, чтобы иметь самим святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14). Святость нам нужна, чтобы унаследовать вечную жизнь:

«Плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22).

Владимир Бондарев

26 июня 2016 г.

Перейти на главную | Скачать для печати